В данной статье речь пойдёт о третьем этапе (30-х годах) наступления советской власти на церковь и духовенство древнейшей городецкой святыни - ликвидации Троицко-Никольской церкви.
12 марта 1935 года состоялось собрание прихожан собора в количестве 16 человек. Председательствующий Беляков зачитал отношение местного горсовета от 2 марта, предписывающее изъятие одного из приходских храмов для культурных целей. В сложившейся обстановке, церковный совет вынужден был согласиться с властями, и решил освободить летнюю церковь, но с «условием, чтобы это здание было занято только под музей».
3 июня Президиум Городецкого горсовета заслушал вопрос «О ликвидации Троицко-Никольской церкви в г. Городце». Учитывая, что церковное здание верующим не используется, и согласно решению самих прихожан церковь постановили закрыть, члены президиума Горсовета обратились к Президиум горисполкома утвердить это. Просьба городецкой исполнительной власти 27 июня того же года была удовлетворена, а 5 июля 1935 года материал о ликвидации храма направляется в Нижегородский Крайисполком.
В докладной записке по этому делу говорилось, что район «в связи с расширением школьной сети, введением новых комплектов и ликвидацией двухсменности, имеет большую нужду для школ г. Городца». Бывшая часовня храма, которую можно было бы использовать под школу, несмотря на возражения городецких властей, была передана Трудовой коммуне УНКВД. Потому здание, занимаемое Городецким музеем решено было освободить, а его экспозицию перевести в летнюю церковь Троицко-Никольской общины (зимний же храм оставалась за верующими), а в бывшем музейном помещение разместить школу.
В записке, весьма косноязычно объяснялась причина таких действий, и обращалось внимание краевой власти на то, что «церковное здание Троицкой общины расположено на берегу центра города Городца и вполне подходит для музея».
По всей видимости, ситуация с собором и музеем поменялась. Такой вывод можно сделать из последующих действий городецкой администрации. 26 декабря 1935 года на заседании президиума Городецкого горсовета слушался вопрос уже «О закрытии соборной церкви». Объяснение такой причины было вполне в духе того времени: в городе ощущается недостаток помещений для культурно-просветительных учреждений. В частности, возникла острая необходимость в здании для районного исторического музея. Ранее под него предназначалась летняя церковь, находившаяся рядом с собором. Но она по своим площадям оказалась недостаточной для размещения всех экспонатов музея. Потому выбор и пал на собор.
Требования о ликвидации прихода в соборе, якобы опять исходила от городчан. Исполняя их просьбу, Президиум горсовета постановил общину закрыть, а освободившиеся здания передать музею.
Власти работали оперативно, и уже на следующий день последовало заседание президиума Городецкого районного исполнительного комитета, которое поддержало просьбу горсовета и, в свою очередь, обратилось к президиуму Крайисполкома утвердить их решение.
Уже через три дня председатель райисполком Казарин направляет в Крайисполком докладную записку. В ней указывалось, что летняя церковь недостаточна для размещения музейных экспонатов, т.к. «Городец имеет большое историческое значение и при разборе районного архива вновь открыт отдел в музее, исторических документов бывших владельцев Городца князей Орловых». Председатель обращал внимание также на то, что при закрытии летнего храма может создаться «странное неудобство» т.к. в одной ограде находятся два церковных здания: «в одном из них небольшая частичка верующих ходит совершать религиозные обряды, в другом экскурсии учащихся и населения на исторические ценности музея». К тому же, акцентировал внимание докладчик, одного здания совершенно недостаточно для размещения экспонатов музея. Троицкий же собор находится в центре города на самом красивом месте крутого берега, а место вокруг него представляет «прекрасную спортивную площадку, где в летнее время можно разбить садик для детей». Что же касается верующих, то для них, писал Казарин, в Городце имеются четыре церкви «вполне удовлетворяющие верующих для совершения религиозных обрядов».
Пятого января 1936 года Комиссия по вопросам культа при президиуме Крайисполкома рассмотрела постановление Городецкого райисполкома, и поддержало его. 20 января президиум Крайисполкома утверждает это, а через неделю о решение властей был извещён председатель церковного совета Ф. Беляков.
Как показала дальнейшая практика, в данном вопросе местные власти вовсе не радели о музее: их цель была иной — закрыть, а впоследствии и полностью ликвидировать, расположенный на видном месте собор. Музей как был первоначально размещён в старинном купеческом особняке, так до сих пор благополучно там и находится.
Государственно-правовой нигилизм в вопросах сбережения церковных памятников способствовал процветанию провинциального. На местах толпы «доброхотов» соревновались в закрытии и уничтожении атрибутов «старого мира» и в особенности культового. Не все они являлись членами ВКП(б). Тёмный, злобный инстинкт толпы использовался властной верхушкой, направляя разрушительную энергию на беззащитных свидетелей прошлого. Результатом стало отлучение народа на долгие десятилетия от своей истории.