Для того, чтобы попасть в село Кирюшино Зиняковской сельской администрации придётся немного потрудится, так как дорога ведущая туда не обозначена, а село с трассы Городец – Н.Новгород не просматривается. Грунтовая дорога приводит в центр села, где, как и принято было в древние времена, в центре села высится храм в честь сятой мученицы Параскевы Пятницы, или как в простонародье её называют Пятницкая.
В прежние времена через село проходила дорога от Балахнинской переправы, которая пользовалась большой популярностью. С тех пор грунтовая дорога, обсаженная столетними березами осталась, вот только путник на ней - редкий гость.
Храм расположен в центре с. Кирюшино на территории сельского кладбища и обращен своим южным фасадом на его главную улицу. Церковь и прилегающее к ней кладбище обнесены каменной оградой. С юга в ограде имеются каменные трехчастные ворота с деревянным заполнением; с севера - калитка. Храм и ограда кладбища выполнены из красного кирпича. Церковь имеет симметрично-осевое построение. На оси запад-восток расположены колокольня, трапезная, четверик храмовой части и пятигранная алтарная апсида. Габаритные размеры в плане 38,6x20,7 м.
Наружные поверхности кирпичных стен не оштукатурены, на стенах видны следы побелки. Декоративные детали фасадов выполнены в кирпичной кладке. Архитектура церкви выдержана в русском стиле. Массивный кубический четверик храма, перекрытый на четыре ската, был увенчан пятью главами (в настоящее время сохранились лишь центральная световая глава и юго-восточная ложная). С запада к четверику примыкает более широкая прямоугольная трапезная меньшей высоты, а к ней, в свою очередь, - квадратная в плане трехъярусная колокольня, с утраченным в советское время завершением в виде шатра и небольшой луковичной главы. С востока к четверику храма примыкает пятигранный алтарь, перекрытый на пять скатов.
История храма.
Холодная церковь в честь Рождества Христова была выстроена стараниями прихожан в 1762 году. Теплую жители Кирюшино срубили в 1787 году и вней уже было два придела: главный, в честь Святой мученицы Параскевы (Пятницкий) и в честь Казанской Божией Матери.
Прошло с тех пор более 100 лети в 1897 году богослужение в церкви Рождества Христова прекращено, в связи с обветшанием храма, о чем имеется запись в клировых ведомостях церкви села Кирюшино. Нужно отметить, что за девять лет до этого в 1888 году была заложена новая каменная церковь. Строилась она на деньги прихожан и «доброхотных дателей». Одним из доброхотов, помогавших строить храм, был купец Бугров, о чем свидетельствует полустершаяся надпись на паперти каменной церкви.
Правый придел в честь Рождества Христова был освящен в 1897 году, а 3 мая 1898 года – второй придел в честь Казанской Божией Матери. С 1885 по 1915 год в обеих церквах в селе Кирюшино служил священник Павел Алексеевич Гагинский. На собственные средства П.А.Гагинский выстроил здесь церковно-приходскую школу, где обучались грамоте и основам православия сельские ребятишки. В приходе также имелась земская школа в д. Солоденино, открытая в 1910 году.
В 1914 году определен к приходу Христорождественской церкви 35-летний псаломщик Митрофан Иванович Добронравов. Старостой в это время был Дмитрий Иванович Волынцев.
В советское время церковь пострадала менее, чем у многих других. Часть церковной утвари на тов ремя сохринилась и не была растащена местными богохульниками. Почти полностью сохранился резной иконостас. В алтарной части сохранилась настенная роспись. Выполнена она в холодных голубых и розовых тонах, что создает настроение приподнятое и торжественное. Лица же у святых вполне русские, что наверняка можно встретить только в деревенской церкви.
Жители села бережно относились к своей святыне. Очень долго даже в закрытой церкви деревенские женщины под руководством П.Д.Храмовой, певшей в церковном хоре и добровольно принявшей на себя обязанности старосты, делали уборку к Светлому Христову Воскресению. После войны жители прихода собрали деньги и купили железа перекрыть крышу на храме. Но то ли побоялись кровельщики взяться перекрывать пустующий храм, то ли власти воспротивились этому, кровельное железо было использовано на нужды советского хозяйства, а крыша на храме протекала, гнила и обрушивалась.
Состояние храма в настоящее время.
Храм в честь Рождества Христова в Кирюшине не был осквернен: в нем не было складов, туда никогда не въезжали на лошадях и на машинах, в алтаре не устраивали туалетов.
Покрытие кровли храмовой части на сегодняшний день утрачено. Частично утрачены росписи в интерьере храма, повреждена деревянная резьба иконостаса, иконы утрачены. Разрушены печи, полы и крыша трапезной. Кирпичная кладка наружных стен в уровне цоколя повреждена. Шатровое завершение колокольни с куполом уже давно обрушилось. Простенок в уровне звона колокольни раазрушен. Историческое каменное крыльцо с западной стороны колокольни заменено современным металлическим. Утрачено заполнение каменной ограды.Имеются повреждения кирпичной кладки ворот, калитки и ограды, повреждены их покрытия. Утрачены боковые главки ворот и главка калитки.
И сейчас жители ратуют за возрождение храма. Они очистили алтарную часть от мусора, собирали неоднократно деньги на восстановление его. Но слишком велики разрушения, произошедшие в храме за это время, и слишком ничтожны средства, которыми располагают прихожане. Поэтому обращаются они к нынешним «доброхотным дателям» или благодетелям с просьбой о помощи средствами на восстановление сельского храма.