В 1812 году на месте старой деревянной церкви в селе Пупково «тщанием прихожан» была построена новая каменная Преображенская церковь с каменной колокольней. Шла война с французами, многих мужиков забрали в ополчение. Средств на украшение храма не хватало. Церковь была построена двухпрестольной. В холодной её части располагался главный престол в честь Преображения господня, а в тёплом приделе — престол во имя Преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Поначалу служба велась в теплом приделе, пока холодную часть продолжали расписывать и благоустраивать. На это потребовалось около трёх лет.
Главный престол в честь Преображения господня был освящён преосвященным Моисеем, епископом Нижегородским и Арзамасским, 3 февраля 1815 года. Как и прежде, «по малоприходству», по штату здесь было положено служить священнику, дьячку и пономарю. Земли при церкви было 3 десятины усадебной и 30 десятин пахотной, из которой 12 десятин не использовалось из-за большого количества песка. У священника и церковнослужителей имелись собственные деревянные дома, выстроенные на церковной земле. Содержание причта считалось «нескудным», поскольку ежегодно на всех выделялась утвержденная святым Синодом денежная сумма. В 1849 году она составляла 85 руб. 41 ½ коп. серебром. При церкви имелись лавки, с которых поступал дополнительный доход. Кошельковые деньги хранились в церкви в сундуке под замком церковного старосты и печатью священника [ГКУ ЦАНО Ф. 570, Оп. 557, Д. 231 за 1849 г.].
Согласно описанию, приведенному в книге О. В. Дёгтевой «Святой преподобный Сергий и Нижегородская земля», Преображенский храм был прежде благолепно украшен старинными иконами в резных деревянных киотах. В теплом Сергиевском приделе в пятиярусном резном иконостасе все иконы были резными, а не живописными, за исключением образа прп. Сергия Радонежского, который был традиционно иконописный. Над царскими вратами находились резные иконы «Крещения Господня» и «Сошествия Св. Духа и глас Бога Отца на Крестившегося Господа». Кроме этого, иконостас был украшен резными изображениями по житию святого Пророка Иоанна Крестителя, начиная с его рождения и заканчивая обретением его Честной Главы. Церковное предание не сохранило имени мастера, изготовившего этот иконостас. Единственное, что известно, он был пожертвован в этот храм и, очевидно, прежде принадлежал другой церкви. [Святой преподобный Сергий и Нижегородская земля. Н-Новгород, 2015. Сергиевские храмы Нижегородской епархии. С. 188].
Как мы уже знаем, первым священником в селе Пупково с 1766 по 1795 год служил Никифор Степанов. Его сменил на этом месте сын Сергей Никифоров, служивший до этого там же дьячком [ГКУ ЦАНО Ф. 570, Оп. 555, Д. 48 за 1799 г.]. После его смерти в 1831 году священником стал Георгий Сергеев, внук первого священника [ГКУ ЦАНО Ф. 570, Оп. 557, Д. 172 за 1833 г.]. В 1848 году он умер, и на его место был определен священник из села Бриляково, диаконский сын Иоанн Яковлевич Потехин, которому на тот момент был 51 год [ГКУ ЦАНО Ф. 570, Оп. 557, Д. 231 за 1849 г.].
Иоанн Потехин имел большой послужной список. По окончании семинарии в 1818 году он был определен учителем греческого языка в Нижегородское уездное училище, а с 1819 года преподавал там же арифметику и священную историю. В 1822 году был назначен инспектором училища, продолжая преподавать латинский язык, географию, арифметику и священную историю. В августе 1823 года преосвященным Моисеем он был рукоположен в священника и определен в Крестовоздвиженский девичий монастырь в Нижнем Новгороде. В 1829 году переведен в село Катунки Балахнинского уезда в Рождественскую церковь. Оттуда в 1832 году был переведен в село Вазьян Арзамасского уезда, а в 1835 году переведен в село Бриляково Балахнинского уезда. В 1841 году «по несправедливой жалобе жены своей» был низведён до причетника и служил в этой должности в селе Троицком Горбатовского уезда до 1842 года, пока не был восстановлен в сане священника, после чего вернулся в село Бриляково. Поменяв, таким образом, шесть мест службы, Иоанн Потехин наконец в 1848 году был определен в село Пупково и служил там до середины 1850-х годов.
По данным ревизской сказки 1857 года священником в селе Пупково в то время служил Андрей Алексеевич Спасский, сын пономаря села Воротынец Васильского уезда. На тот момент ему было 32 года. После него в 1870 году в Пупково был определён священником Иоанн Георгиевич Львов, сын священника Михаило-Архангельского собора г. Нижнего Новгорода. Иоанн Львов служил в Пупкове 27 лет. В 1897 году там начал служить Михаил Петрович Цветков, сын священника села Подвязье Горбатовского уезда. Ему на смену в 1906 году пришёл Михаил Александрович Радонежский, диаконский сын, уроженец г. Балахны, служивший до этого учителем в селе Конёво Балахнинского уезда. В 1911 году священником в Пупково был определен Николай Петрович Швецов, сын крестьянина села Пильна Курмышского уезда Симбирской губернии, служивший до этого в селе Зеленцово Горбатовского уезда. На его долю выпали тяжелые революционные годы, и с приходом советской власти — резкое изменение отношения к церкви. Здание Преображенского храма и всё церковное имущество перешло в собственность Советов, и церковной общине пришлось составлять соглашение о пользовании этим имуществом. Здоровье отца Николая было подорвано, а в марте 1920 года он умер в возрасте 42 лет.
На его место был определён Аполлон Павлович Надёжин, служивший до этого в Городце диаконом Спасской церкви. Аполлону Павловичу шёл 41 год, у него была большая семья – жена и шестеро детей в возрасте от 13 до 4 лет. В первый же год службы в Пупкове у отца Аполлона родился сын Сергей, в 1922 году дочь Мария, а в 1923 году во время родов умерла жена Вера и только что родившаяся дочь Наталья. В это непростое голодное время Аполлон Павлович остался один с восемью малолетними детьми. Ему приходилось жить на пожертвования прихожан, которых становилось всё меньше и меньше. Содержать большую семью было практически не на что. В 1922 году из церкви изъяли все ценности. Священника, как «служителя культа», лишили избирательных прав. Овдовев, Аполлон Павлович был вынужден уехать из Пупкова в село Курцево, где у него, вероятно, жили родственники, и общине Преображенской церкви пришлось искать нового батюшку.
В 1925 году в село Пупково был определён священник крестьянского происхождения, не имевший духовного образования, Яков Павлович Шалимов. Он был уроженцем села Протасово Лукояновского уезда, закончил учительскую семинарию, был посвящён в стихарь. Время службы Якова Шалимова в Пупкове пришлось на самые страшные годы репрессий. Первый раз Яков Павлович был арестован в 1930 году и целый год отбывал наказание за саботаж, не заплатив налоги, установленные советской властью. Второй раз он был арестован 23 октября 1937 года по обвинению в контрреволюционной деятельности и 6 ноября того же года приговорен тройкой к высшей мере наказания.
В 1938 году Преображенскую церковь в селе Пупково закрыли и передали под культурные учреждения Чучелихинскому сельсовету, но, по всей видимости, зданию так и не нашли применения. Долгое время оно стояло запертым. Рассказывают, как в конце 1950-х годов жители окрестных деревень на престольные праздники открывали церковь и проводили в ней богослужения без священника. В самом селе к тому времени почти никого не осталось. Последние его жители уехали: кто на центральную усадьбу, получив там от колхоза новое жильё, а кто в город, поближе к благам цивилизации. Вскоре село Пупково перестало существовать, его упразднили в 1965 году. С тех пор на картах вместо бывшего села значится «урочище Пупково», и лишь развалины Преображенского храма, сиротливо прячущегося в лесу у самой дороги, напоминают проезжающим, что на этом месте 200 лет жило своей жизнью село.
Сергей Тонышев
https://vk.com/@4559279-kamennaya-preobrazhenskaya-cerkov-kak-novaya-stranica-v-isto